• Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) 2011 – системная несостоятельность или временный сбой

  • О судебном разбирательстве сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. При этом она не назвала конкретных сайтов. Ранее в СМИ появилась информация, что во время ЕГЭ по математике многие выпускники получали ответы на мобильные телефоны из популярной социальной сети "В контакте". Сообщается, что в специально созданной группе уже состоят около 300 тысяч человек. На заседании Общественного совета при Минобрнауки 14.06. 2011 г министр Андрей Фурсенко сказал, что целый ряд выпускников уже отстранены от экзаменов и лишены права их пересдать в этом году.

    Одна из самых дискуссионных реформаторских инициатив Министерства образования - введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) находит в се больше противников.

    Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как "посредственное" (47%), "плохое" (24%) или "очень плохое" (14%). Лишь 11% дают ему положительную оценку. Таковы результаты проведенного информационным каналом Subscribe.ru онлайн опроса, в котором приняли участие более 2500 российских интернет-пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию Рунета.

    Большинство опрошенных считают себя вполне осведомленными относительно "слабых мест" в системе российского школьного образования. По мнению российских интернет-пользователей, наиболее острыми проблемами российской школы сегодня являются низкая мотивация у педагогов и учащихся (отметили 62% из числа всех респондентов) и потеря традиций российской школой (60%). Эти проблемы обусловлены целым рядом причин, которые можно разделить на две основные группы. С одной стороны, это материальные и жилищные проблемы учителей (отметили 59% из числа всех респондентов) и слабая материально-техническая база школ (50%). С другой стороны, такие провалы политики народного образования как нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников (53%), упрощение, формализация системы оценки знаний учащихся (51%) и снижение государственных образовательных стандартов (50%). Общее состояние российской школы ухудшают взятки, коррупция, административный произвол (47%), недостаточное внимание воспитанию учащихся (38%), нехватка, высокая текучесть кадров (34%) и низкая квалификация учителей (32%). Около 30% опрошенных указывают на несоответствие образования потребностям общества, работодателя, а около 24% на слабую преемственность между этапами образования. Весь комплекс проблем внутри российской школы и за её стенами ведет к тому, что полноценное среднее образование становится, по мнению 24% опрошенных, недоступным для отдельных социальных слоев, групп.

    Отрицательное отношение к отмене вступительных экзаменов в ВУЗы/СУЗы и поступлению в них на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), который сдается по окончании средней школы, выказывают 64% среди российских интернет-пользователей окончивших школу в 2000 году или ранее, то есть, до начала экспериментов с ЕГЭ в России. Среди тех, кто окончил российскую школу в период с 2001 по 2008 годы, соотношение отрицательных и положительных оценок все еще сохраняется на уровне 61% к 33%. Среди тех, кто окончил российскую школу в 2009 году и позже, когда ЕЭГ стал обязательным, а также еще учится в школе, соотношение отрицательных и положительных оценок меняется на противоположное и составляет 38% к 51%. Однако, если молодое поколение интернет-пользователей постепенно примиряется со своей судьбой и склонно искать позитив в практике ЕГЭ, то молодые и просто ответственные родители сохраняют скептическое отношение к реформе. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 64% испытывают негативное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде.

    Почти половина опрошенных росийских интернет-пользователей (43% среди всех респондентов и 50% среди одобряющих практику ЕГЭ) полагают, что сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) легче, чем выпускные и вступительные экзамены по отдельности. Напротив, около четверти (24%) опрошенных придерживаются противоположной точки зрения.

    Среди тех, кто испытывает в целом негативное отношение к существующей практике единого государственного экзамена (ЕГЭ), 76% считают его непригодным ни для оценки знаний выпускников школы, ни для оценки способностей абитуриентов ВУЗов. Среди тех, кто склонен положительно оценивать складывающуюся в России практику ЕГЭ, нет столь консолидированной позиции. В этой группе лишь 15% считают ЕГЭ лучшим способом оценки знаний как выпускников, так и абитуриентов. Около 25% полагают, что ЕГЭ в нынешнем виде уступает традиционным экзаменам по качеству проверки, а 28% не видят никаких значимых различий между ЕГЭ и традиционными экзаменами.

    Главный вопрос, является ли ситуация по массовой «фальсификации» Единого Государственного экзамена единовременным сбоем по причине не полной проработанности условий проведения экзамена, либо это сигнал к провалу концепции ЕГЭ, - как системы оценки Знаний учащихся на ступени полного среднего образования.

    Повсеместно отмечается снижение уровня качества абитуриентов, после введения ЕГЭ, что неудивительно, в условиях подобных провалов при проведении ЕГЭ. Спешный отказ от старой системы экзаменов, которая базировалась на передовой советской педагогической мысли, кажется капитуляцией перед стремительным снижением качества, как по методологии, так и по содержанию российского образования. Почему не оставили несколько областей, где бы сохранили прежнюю экзаменационною систему, тогда была бы возможность наглядного и достоверного сравнения результативности обоих систем.

    Возможно также, что начинать реформу с конца, а экзамены, в любой форме, - это результат учебной деятельности, - было неверно. Может быть путь посередине, и итоговый бал (оценка в аттестате) должно формироваться из суммарной учебной и познавательной деятельности учащихся в процесс всего учебного процесса с разделением на контрольные этапы- отрезки, а значит надо начиная с первого класса сформулировать контрольные требования после каждого учебного цикла, - оценивать их и формировать аттестационную оценку. Полное среднее образование, должно быть более специализированно и иметь тесную связь с высшей школой, вплоть для занятий с привлечением вузовских преподавателей.

    В любом случае, попытка переложить ответственность на детей, а также на интернет-ресурсы, которые выложили ответы, непонятно каким образом, появившиеся в открытом доступе, - это попытка некомпетентных чиновников снять с себя вину за провал аттестационной системы в полном среднем образовании. Получается, что участники несовершенной системы ЕГЭ становятся ее заложниками(а сам факт столь массового списывания, -яркий признак того, что система не работает, целей поставленных не достигает и знания учащихся не оценивает).

    Федоров Павел www.proznanie.ru

  • Добавлено: 14.6.2011
  • Вернуться к списку всех новостей