• Преподавание религии в школе. Очень много вопросов. Мнение.

  • Ни одни из вводимых ранее предметов не вызывал столько споров и вопросов, как по содержанию, так и по методике преподавания (включая требования к преподавателю) как курс религии в школе.

    Даже введение (увеличение количества, обязательного для всех) на территориях национальных республик уроков родного языка не вызывало столько споров и вопросов

    Спорные моменты

    1 Как правильно назвать предмет? Сколько предметов получится в многонациональном классе?

    Название предмета является спорным и эволюционирует от истории религии к конкретным религиям исходя из территории и конфессиональной принадлежности населения территорий.

    2 Аудитория курса? Разделена? Едина? Подход к обязательности курса: единый для всех предмет с одинаковым содержанием для всего класса или данный предмет слушается по выбору детей и родителей исходя из предпочтений, (убеждений, конфессиональной принадлежности, интереса).

    3 Цель курса?

    Ознакомительное, поверхностное изучение разных религиозных культур, или исходя из территории, остановка на какой-то религии - более подробно с изучением канонов, но с общим контекстом уважения ко всем религиям. Цель курса: взаимное культурное обогащение народов живущих в России?

    4 Методика преподавания?

    Должны ли религиозные деятель привлекаться к преподаванию. (Отделение церкви (мечети) от образования сохраняется?). Возможно ли вынесение курса в сферу дополнительного образования? Эпизодическое появления религиозных деятелей в школе – как отразится на образовательном процессе в точных дисциплинах, на формировании интереса к научно-исследовательской деятельности и т.д?

    5 Предметная принадлежность курса?

    Определимся с предметной принадлежностью курса - это что-то между Историй и Международной художественной культурой. Т.е. это междисциплинарный курс.

    5.1. Исходя из междисциплинарной принадлежности курса - переобучение по курсу проходит учитель истории.

    5.2. Курс может быть интегрирован на уровне межпредментых связей, параллелей с курсами Истории России и Истории зарубежных стран, как предметно, так и тематически.

    Вариант1

    Например, первая знаковая тема связанная с курсом религии в курсе история Библейские сказания (не останавливаюсь на теме, Зарождения первобытных форм религии (наскальная живопись, тотемные фигурки, магия), Египта, Междуречья, где главная цель – знакомство с понятийным аппаратом, узнаваемости основных (некоторых) сюжетов у разных народов и цивилизаций, направленности, - положительной и уважительной к человеку как к человечеству, - особенно при прохождении Индии, буддизм – первой монотеистической религии).

    Библейские сказания особая тема не только для закрепления всего предыдущего, но и подготовка отправной точки для освещения того влияния которая оказала и продолжает оказывать Библия (как источник сюжетов) на Мировую цивилизацию, Европу и Россию, главном образом на предметах искусства отражающих сюжеты сказаний.

    Т.е. объяснение темы идет с привлечением изображений произведений искусства, где данные темы хорошо представлены.

    Терминология связанная с формами и видами искусства, стилями, материалами, (фреска, барельеф, картина, скульптура, композиция и прочее). На рассказе о Моисее параллельно освещается и подробно сказание подчеркиваются общие моменты с исламом.

    Учитель рассказывая о Ное и потопе упоминает о легендах о потопе, других религий культур, (Шумеры)

    Подобным образом при доказательстве христианской общности и близости культуры Европы и России можно использовать, например, изображения иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская икона северной школы. Последняя четверть XV в» сравнив её например с произведениями тоже тематики в Западноевропейской живописи этого же периода. Данная тема может быть полно раскрыта в параллельно с темой западники славянофилы.

    И так далее, т.е. взять каждый предмет (особенно гуманитарные) и вплести туда темы истории религии, тем религиозных учений и верований.

    5.3. Уроки религии – постоянный самостоятельный курс. Тематическое содержание курса. Точно должно быть: История религии, Мировые религии, Выдающиеся религиозные деятели (Гермоген, Лютер, Никон и др), Деструктивные религиозные учения – секты.

    6 Структура курса?

    От общего к частному или от частного к общему.

    Если исходить из цели, то для формирование терпимости, уважения и т.д. – разумным, кажется, подход общего потока, для всех одинаковый материал, а в рамках дополнительного образования, семьи - более подробное изучение.

    С другой стороны подход когда материал курса тематически и хронологически строится исходя из территориальной/конфессиональной принадлежности, может, при правильном подходе к преподаванию и в зависимости от личности учителя, - способствовать более глубокому пониманию учащимися, такой данности, как разные религии на территории одной страны. Тогда этот курс должен заимствовать методику преподавания Краеведения, когда локальные события, судьбы вплетаются в историю, культуру, судьбу огромной страны. Т.е. не размывается значение, уникальность частного более близкого - в многообразии общего.

    Наверное, подобных вопросов может быть ещё очень много, поэтому любое конструктивное высказывание на данную тему должно восприниматься как призыв к дискуссии.

    P.S. Возможно принимая во внимание - загруженность учащихся и общую направленность среднего образования, - цель которого (на выходе) устойчивый интерес к предмету, к группе предметов; к научно - познавательной и научно исследовательской деятельности, при постоянно повышающихся требованиях к структурированным знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету –уроки религии следует вынести в сферу дополнительного образования?

    P.P.S.Подход к курсу религии как к междисциплинарному кажется более разумным особенно на фоне:

    1 Кризиса классно-урочной системы, по причине интеграции интернет –технологий (разность форматов, объем материала, расположение материала) в образовательный процесс, пересмотр роли учителя (обучение методики работы с материалом, его поиском и структурированием, - становится важнее содержания, а это пересмотр роли учителя), смещение целей – (навыки поиска начинают доминировать над запоминанием и удержанием в памяти ).

    2 Роста популярности (пока более в высшем образовании и больше европейском) тренда на междисциплинарные курсы (по причине того, что всё больше открытий делается в междисциплинарном пространстве), а на значит тематическое единство разных предметов. Что неизбежно будет в будущем провялятся на среднем образовании. (его содержании, целях, методике).

    Фёдоров Павел www.proznanie.ru

  • Добавлено: 13.11.2011
  • Вернуться к списку всех новостей