• Единый учебник по истории России

  • В последнее время не утихают дискуссии о необходимости написания нового единого учебника истории для средних школ (вероятно речь идёт о серии учебников, так как курс истории России преподаётся с середины 6 класса по 9 включительно, 10-11 класс - более предметное изучение всего курса истории России). В большей степени это относится к курсу истории России XX века: Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, Советский период и т.д.. Общий тренд на реставрацию советского периода, видимо, и сгенерировал идею об общей исторической концепции, направленной на сглаживание острых углов и недопущение точек зрения, которые могут быть неудобны или непатриотичны.

    Вопрос о том, должен ли быть один учебник или нет, непростой и интересует самый широкий круг граждан от учителей, родителей, учащихся, исторических и патриотических кругов до Президента РФ. Вопрос о написании единого учебника истории сам по себе является дискуссионным, так как нет единой точки зрения на историю России, место истории России в мире, а главное, можно ли считать наличие разных точек зрения на те или иные исторические события и их оценку полезным или нежелательными для школьного курса истории.

    Существующая модель исторического образования кажется логичной. Она опирается на формационный подход и выстроена формационно и хронологически верно. История России начинается с середины 6 класса и заканчивается в 9 классе.

    Хронологически история России с 6-9 класс изучается с периода восточных славян в древности и заканчивается в 9 классе 20-21 веком. В 10-11 классе история России изучается в этих же хронологических рамках на более детальном уровне с элементами аналитического подхода.

    Исходя из последовательного усложнения материала, в процессе взросления учащиеся осваивают все более сложные методы анализа информации (простой план, сложный план и т.д.). Важным противоречием в ходе курса изучения истории является наличие цивилизационного подхода в 10-11 классе при изучении курса «История мировых цивилизаций». Формационный подход и цивилизационный подход во многом антогонистичны, противоречат друг другу, однако, сам факт наличия обоих подходов в школьном курсе истории России и Всеобщей истории является положительным. Формационный подход более логичен с точки зрения изучения и освоения материала учащимися. Цивилизационный подход более фрагментарен, и правильно, что учебники на его основе применяются в старших классах.

    Вернемся к вопросу о едином учебнике курса Истории России и начнем рассматривать этот вопрос с целеполагания. Целями курса истории России являются:

    1. Образовательная цель. Структурированные, хронологически выстроенные знания учащихся об основных событиях истории России, их взаимном влиянии, а также знание персоналий, дат и взаимосвязи с историей других стран в историческом процессе.

    2. Методологическая цель. Формирование у учащихся умений и навыков, способствующих анализу и усвоению все более усложняющегося материала, в силу хронологической насыщенности от периода к периоду. Сюда еще можно отнести умение вести дискуссию и участвовать в дебатах. (Вообще гуманитарное образование подошло к кризису целей относительно формирования желаемых умений и навыков у учащихся (блог в интернете на заданную тему – может быть важным навыком для гуманитария?)

    3. Воспитательная цель. Формирование патриотического настроя у учащихся, гордости за свою страну, свою историю, и желание принимать участие в жизни страны. Патриотическая цель достигается на конкретных исторических примерах и исторических личностях.

    Именно воспитательная цель является одним из источников дискуссий о написании единого учебника по Истории России. Эта цель входит в противоречие с образовательной целью, так как на ряд исторических событий и личностей могут быть разные точки зрения, а значит, содержание школьного курса Истории России будет первостепенно по отношению к воспитательной цели, либо, в зависимости от содержания курса, способствовать её достижению, либо способствовать большему достижению образовательной цели, включающей в себя знания и принятие разных точек зрения на те или иные исторические события и процессы, на деятельность исторических личностей. (Например, взгляд на деятельность Александра Невского может содержать разные оценки, однако необходимо ли говорить об этом в курсе Истории России 6 класса? События Великой Отечественной войны 1941-1945 еще более неоднозначны с точки зрения оправданности потерь на тех или иных участках театра боевых действий, однако значение победы, её роль не вызывают двойного толкования. Советский период вообще не просто мало изучен, само выстраивание курса имеет много сложностей, например, время Л.И. Брежнева – время застоя, как всем известно, но, с другой стороны, был построен последний современный город Набережные Челны и завод грузовых автомобилей «Камаз». Андроповский период, с одной стороны, характеризуется почти комичной борьбой с тунеядством, но с другой – это мощнейший удар по преступности и т.д.). Следовательно, при насыщенном фактологическом материале главный вопрос - на чем делать акценты и заострять внимание учащихся, именно эти акценты сформируют выводы и представления о том или ином периоде истории России.

    Мне кажется, что важной частью всего курса истории является «краеведение» - история родного края. И в ряде случаев воспитательная цель, а также интерес к курсу истории России в целом может формироваться от «малой родины к большой». Если исходить из преемственности местного регионального компонента в изучении курса истории, формировании чувства патриотизма у учащихся и готовности принимать участие в жизни своей страны, города, деревни, то кажется логичным наличие большого числа учебников с учетом региональной истории. Важнейшим фактором в преподавании истории является и личность учителя. Очень часто учебник в курсе истории играет второстепенную роль, и учитель ведет повествование, давая оценки, часто не совпадающие с выводами и оценками, изложенными в учебнике.

    Данная статья не ставит цель однозначно ответить на вопрос о целесообразности или нецелесообразности введения единого учебника по курсу истории России. Данная статья скорее заостряет некоторые вопросы, которые неизбежно возникают, и является скорее призывом к дискуссии на данную тему. Автор статьи с удовольствием разместит статьи с другими точками зрения на сайте «Про Знание».

    Федоров Павел.

    www.proznanie.ru

  • Добавлено: 25.2.2013
  • Вернуться к списку всех новостей