Есть у Островского произведения, не принадлежащие тому классическому слою его обширного наследия, который служит сегодняшнему репертуару, составляет обиход школьных программ и массовых изданий. Эти пьесы как бы за гранью главного, что, однако, не означает их второстепенности. Обозревая творческий путь драматурга, стремясь определить его поэтику, творческий размах, нельзя миновать его сказочные сюжеты, его исторические хроники, эти сценические стихотворные поэмы с мастерским владением разнообразных ритмов. В
Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений классики. С тех пор как критик Писарев заявил но выходе романа, что он, «по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы», и пророчил нарицательный смысл выведенным в нем типам, не найдется ни одного грамотного русского, не знающего хотя бы приблизительно, что такое обломовщина. Роману повезло: через месяц после появления он нашел не просто толкового рецензента, по серьезного интерпретатора в лице Добролюбова, причем сам а
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к числу тех великих произведений мировой литературы, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого следующего поколения. Подобно «Божественной Комедии», «Гамлету», «Фаусту», «Войне и миру» или «Анне Карениной», «Преступление и наказание» давно сделалось во всем мире одной из самых любимых и широко читаемых книг. Образ Родиона Раскольникова стал вечным спутником человечества.
Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее — таково признанное место и значение Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Но к этому следует добавить еще одно и весьма существенное. Пушкин смог добиться всего этого потому, что впервые — на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне — подымал свои творения на уровень «просвещения века» — европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно вводил литературу русскую в качест
«Евгений Онегин» является во всех отношениях центральным творением Пушкина, над которым упорно и целеустремленно он работал больше трети всей своей творческой жизни и в котором, как поэт действительности, вырос во весь свой рост. Хорошо известно определение Белинским пушкинского романа в стихах как «энциклопедии русской жизни». В самом деле, и в собственно повествовательной части романа, и в многочисленнейших лирических отступлениях, которые поэт шутливо называет «болтовней»,— он в высшей степени поэтически
Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова
В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктова
В конце своего жизненного пути Николай Семенович Лесков 1831— 1895 писал: «Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться». Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог, исканий и потерь.
Тридцатилетний Лесков вступил на литературное поприще в начале 60-х годов прошлого века, когда уже пришли в большую литературу старшие его современники Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Писемский.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 1826-1889
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Этим определяется его особое место в русском классическом реализме, оригинальность и непреходящее значение его литературного наследия. Революционный демократ, социалист, просветитель по своим идейным убеждениям, он выступал горячим защитником угнетенного народа и бесстрашным обличителем привилегированных классов. Основной пафос его творчества заключается
Замысел произведения. Построение Войны и мира. Андрей Болконский, Багратион, Тимохин и Тушин. Кутузов под Бородином и на Тарутинской позиции. Конец Войны и мира. Платон Катаев и сон Николеньки Болконского.
Антон Павлович Чехов 1860—1904 входил в русскую литературу в пору ее блестящего расцвета. Он был младшим современником Некрасова, Достоевского, Тургенева, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина. Годы его жизни — это время активной творческой деятельности Л. Н. Толстого. Какими, однако, сказочно далекими, недосягаемыми должны были казаться эти олимпийцы затерянному в провинциальной глуши сыну разорившегося мелкого торговца, ученику таганрогской классической гимназии!
В истории русской литературы, в памяти ряда поколений у нас в стране и за рубежом Иван Сергеевич Тургенев 1818—1883 оставил неизгладимый след. Наделенный громадным художественным дарованием, разносторонне образованный, обладавший большим жизненным опытом, он внес существенный вклад в развитие русского реализма. Судьба Тургенева как художника неотделима от судеб реализма в русской литературе.
У рассказа в русской литературе необычная судьба. Извечный жанр речевого общения, он сравнительно поздно стал полноценным художественным жанром — лишь в XIX веке, в новой русской литературе. Этому не противоречит тот факт, что исследователи находят рассказы в составе «жанров-ансамблей» древнерусской литературы, говорят о влиянии западноевропейской новеллистики эпохи Возрождения на русскую литературу XVI—XVIII веков. Действительно, рассказ входил в состав других жанров, но он не представлял в глазах древнеру
В предисловии «От автора», открывающем «Братья Карамазовы», Достоевский называет свой новый роман «жизнеописанием» «человека странного, даже чудака». Полностью замысел такого «жизнеописания», разъясняет «автор», должен осуществиться в двух романах, события которых, соответственно, приурочены к двум знаменательнейшим эпохам русской жизни. «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад и есть поч
Ранним утром в конце декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами — участниками небольшого кружка, занимавшегося усвоением социалистических систем и вопросами радикального изменения общества, стоял на Семеновском плацу Санкт - Петербурга в ожидании смертной казни. Память о повешенных декабристах была свежа, и трудно было надеяться на пощаду. Но петрашевцам, измученным допросами, одиночным заключением и мыслью о грозящем исходе, в последнюю минуту объявили высочайшую волю: Николай I милостиво
Лермонтов стал известен внезапно — и навсегда. «Смерть Поэта» потрясла Россию — в дни прощания с ее национальным гением...
В русской литературе XIX века нем.ало трагических писательских судеб. Вспомним безвременную гибель А. С. Грибоедова, повешенного К. Ф. Рылеева, заточенного, но не умолкнувшего в ссылке В. К. Кюхельбекера. Это были современники. Вспомним преследования В. Г. Белинского, изгнание А. И. Герцена, сжигающего свои рукописи Н. В. Гоголя, позор гражданской казни Н. Г. Чернышевского, катор