7 класс История России

  • Дионисий с сыновьями, 1502. Копия фрески архит. Д.Витухина. Карандиш. Гуаш.

  • Национальное возрождение России сопровождалось её духовным обновлением, появлением целой плеяды просвещенных поборников прогресса страны.

    Фёдор Иванович Карпов, широко образованный придворный начала XVI в., порицал несовершенство общества, где земная власть ходит хромыми ногами, со слепыми очами по вредным и неугодным путям.

    Но и он вместе с другими восхвалял просвещенное единодержавие царя, видя в нем источник ограничения материального и духовного засилья церкви и благоустроения наиболее обездоленной части населения — крестьянства.

    Церковно-политические писатели-публицисты Вассиан Патрикеев и Максим Грек рьяно осуждали корыстолюбие церкви как средоточия общественного зла. Не подобает монастырям владети селами,—писал один. Нищелюбие есть главизна всем божественным заповедям,—утверждал другой.

    О крестьянине, чьим трудом созидается благосостояние страны, напоминал псковский священник, позднее протопоп московского дворцового собора Бразм, предлагая ввести единый натуральный оброк, равный пятой доле собранного урожая, и отменить кормления.

    Свою опору в единодержавной власти видели и обеспеченные горожане. Их жизненный уклад до мелочей отражен в Домострое Сильвестра.

    Скопидомный самовластный хозяин не наследственной знатностью, а рукоделием сколотил свой домашний рай, в котором прижимистые слуги—домочадцы накапливают ему новые богатства, жена рачительно бережет каждую мелочь, а детям он от юности их сокрушает ребра, дабы не забыли упокоить его к старости. Истинными возмутителями общественного спокойствия в России были современники опричнины вольнодумцы-еретики.

    Церковные проклятия обрушило правительство Ивана Грозного на выходца из небогатых дворян Матвея Башкина, который сам отпустил на волю своих кабальных холопов и требовал того же от других во имя евангельской любви.

    Особенно примечателен, однако, московский беглый холоп, позднее эмигрировавший в Литву, Феодосии Косой с его рабьим учением—отрицанием догматов церкви, обличением её стяжательства и защитой крестьянства и бедного городского люда, проповедью идеи национального равенства: Все люди едино суть у бога—и татары, и немцы, и прочие языци [народы] .

    Но духовная власть была еще сильна и сурово осуждала и пресекала все попытки освободить общественную мысль от оков церковной идеологии. Сожженные на кострах и заживо погребенные в кельях далеких монастырей, еретики и просветители-гуманисты были подобны яркой зарнице на темном небосклоне опричнины.

    Просветительская мысль и общественные движения в городах были жестоко подавлены царской властью и православной церковью задолго до начала крестьянской войны.

    Тема: Культура России XVI век.
  • Добавлено: 17.8.2012
  • Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород
Вернуться к списку фотографий в категории 7 класс История России