8 класс История России

  • Город в николаевское время. Литография с оригинала М. Добужинского. 1907 г.

  • Крепостничество тяжким бременем лежало на промышленном развитии города. Продолжался рост горной и обрабатывающей промышленности — число рабочих приближалось к 1 млн. К 1860 г. чугуна производилось 288 тыс. тонн, но российская доля в мировой его выплавке упала до нескольких процентов.
    Текстильная, хлопчатобумажная промышленность (ее новым центром стало шереметевское село Иваново) преобладала над горнозаводской. Крепостная Россия экономически безнадежно отставала от капиталистических стран. Кризис становился все острее по мере углубления промышленного переворота — перехода от ручного труда к машинному и превращения мануфактуры в фабрику с постоянными наемными рабочими.

    Это превращение было неравномерным: оно шло быстрее в бумагопрядильном производстве Петербурга и центра России, в сахарной промышленности Юга, но в ткачестве еще господствовали ручной труд и работа на дому. Появились заводы машиностроения —Александровский в Петербурге, в Сормове и др. Господствовало водяное колесо, и лишь около 110 мощности двигателей приходилось на паровые машины и водяные турбины. Принудительный труд препятствовал техническому прогрессу.

    В обрабатывающей промышленности (она сосредоточивалась в центре) преобладали наемные, в горнозаводской (на 34 расположенной на Урале) —крепостные рабочие. Отсюда—застой в уральской промышленности. Возникла нефтяная промышленность К середине XIX в. ежегодно добывалось свыше 3200 т бакинской нефти. Дореформенные рабочие, лишенные личной свободы, в большинстве привязанные к средствам производства, еще не были сложившимся классом пролетариев. Они выполняли каторжный 12—14-часовой труд за хлеб; их угнетали дикий произвол, хозяйский суд и фабричная полиция.

    Требование личной свободы было главным в жалобах и протестах рабочих. В возраставшей торговле преобладал внутренний оборот, крупнейшими центрами которого были наряду с Москвой и Петербургом Нижний Новгород, Харьков, Курск, Киев, Ирбит и др. Но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась колониальная торговля с национальными окраинами империи. В экспорте росла доля хлеба, в импорте —хлопка и шелка-сырца, а также машин (из Бельгии и Англии).

    Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог.
    Поволжский хлеб доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Появился первый пароход Елизавета, построенный в Петербурге (1815), но еще долгие десятилетия надрывные песни бурлаков оглашали берега русских рек.
    В стихотворении Размышления у парадного подъезда (1858) Н. А. Некрасов писал:

    ...Родная земля!
    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель твой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал?
    Стонет он по полям, по дорогам,
    Стонет он по тюрьмам, по острогам,
    В рудниках, на железной цепи...

    Выдь на Волгу: чей стон раздается
    Над великою русской рекой?
    Этот стон у нас песней зовется -
    То бурлаки идут бечевой!..
    Волга! Волга! Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля...

    К 1837 г. была построена первая железная дорога от Петербурга до Царского Села. Быстрее, шибче воли, поезд мчится в чистом поле,— пелось в Попутной песне М. И. Глинки, хотя путь в 29 верст поезд проходил за час. Потом железные дороги связали Петербург с Москвой (1851) и Варшавой (1852). К реформе было 1500 верст железных дорог, в 15 раз меньше, чем в Англии. Число пароходов достигало 400. Продолжалось освоение Дальнего Востока—Камчатки, Чукотки, Курильских, Алеутских островов, Сахалина. Русские купцы создали монопольную Российско-Американскую компанию (1799), её центром стал Новоархангельск (Ситка) на острове Баранова; самым южным было поселение Росс в Калифорнии, близ современного Сан-Франциско.

    Правителем дел компании был в 20-х годах будущий декабрист К. Ф. Рылеев. Торговлей заправляло богатое купечество; оно тесно сотрудничало с правительством. В ряды промышленной буржуазии в дубленом тулупе (И.С.Тургенев) выходили крестьяне-толстосумы вроде Саввы Морозова (он купил себе свободу за 17 тыс. руб.), Федора Тучкова и других; её пополняли купцы, заводившие крупные предприятия.
    Это — воротилы темного царства, так реалистично изображенного А. Н. Островским. Отказывая в средствах промышленникам, правительство кредитовало пустые траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян. В предреформенные годы в залоге числилось уже 7 млн. (66) крепостных крестьян империи! Боясь рабочих, правительство ограничивало развитие промышленности в крупных городах. Городское население составляло менее 10. В богатой всеми дарами природы России десятки миллионов её тружеников прозябали в бесправии и нищете.
    Страна переживала острый экономический и социальный кризис. Крепостное право тормозило прогресс России.

    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
    Матушка-Русь !.. —

    писал Н. А. Некрасов.

    Источник: Иллюстрированная история СССР. Москва. Мысль 1987 г.

    Тема: Города России и промышленность в первой половине XIX века. Кризис крепостничества.
  • Добавлено: 29.8.2012
  • Автор: Павел Федоров Город: Набережные Челны
Вернуться к списку фотографий в категории 8 класс История России