8 класс История России

  • П.Я. Чаадаев

  • ЧААДАЕВ ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ Москва, 1794 - там же, 1856. Русский мыслитель и общественный деятель. Родился в старинной богатой дворянской семье. По материнской линии Чаадаев - внук М.М. Щербатова. Рано остался без родителей, но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою библиотеку. В 1808-1811 учился в Московском университете, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами Н.И. Тургеневым, ИД. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден русским орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В 1816 был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. Прекрасно образованный, богатый и красивый аристократ, всеобщий любимец, Чаадаев в доме Н.М. Карамзина познакомился с А.С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Не считая для себя возможным продолжать службу после наказания его близких друзей, служивших в восставшем Семеновском полку 1820, Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, в 1821 вышел в отставку. Вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал и в 1823 уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В1826 вернулся в Россию и тотчас был арестован по подозрению в причастности к восстанию декабристов, но через 40 дней отпущен. Жил в Москве и в своем деревенском имении. В 1829-1831 были созданы его «Философические письма» - размышление о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к Царству Божию на Земле. Россия, полагал Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственничеству православия Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и надгосударственности. Резко отрицательная характеристика России «Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас»; «Все народы мира выработали определенные идеи. Это идеи долга, закона, права, порядка»; «Мы ничего не выдумали сами и из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь» вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал «Телескоп», в котором при жизни Чаадаева было напечатано первое из «Писем», закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Вызванному к московскому полицмейстеру писателю объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Унизительный надзор полицейского лекаря за «больным» был снят лишь в 1837. Позже в «Апологии сумасшедшего» 1837, неоконч. Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: «Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина». Однако после Крымской войны 1853-1856, не видя улучшения в положении России, философ думал о самоубийстве. Умер он от воспаления легких, оставив свои материальные дела в полном расстройстве. Неоднозначное творчество Чаадаева, оригинальность его философских концепций позволяли исследователям называть его воинствующим западником, мистиком и консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным мыслителем., Но, как бы ни оценивались взгляды Чаадаева, он сыграл значительную роль в развитии общественной мысли России.

    Источник: Мировая энциклопедия биографий т.12 М. 2003г.

    Тема: Общественное движение 30-50-х годов.
  • Добавлено: 31.1.2011
  • Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород
Вернуться к списку фотографий в категории 8 класс История России