8 класс История России

  • Русские корабли во время кругосветного плавания 1822 —1825 гг. Литография.

  • Кругосветное плавание М. Лазарева на фрегате Крейсер (1822-1825) и плавание Андрея Лазарева на шлюпе Ладога к русской Америке (1822-1823)
    36-пушечный фрегат “Крейсер” под командой капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп “Ладога”, которым командовал капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев, посылались на Дальний Восток для доставки грузов в Петропавловск и Ново-Архангельск, “Крейсер”, кроме того, для охраны поселений и промыслов Российско-американской компании.

    Суда вышли из Кронштадта 17 августа 1822 г. и, простояв для разных закупок в Копенгагене, в Скагерраке разлучились. “Крейсер” пришел в Портсмут 4 октября, а “Ладога”, получившая во время шторма повреждение фок-мачты, только 6 октября. Закупки в Лондоне инструментов, исправление рангоута и противные ветры задержали суда в Портсмуте до 29 ноября. Зайдя на пути на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, корабли повернули на юго-восток. 6 марта во время плавания по Атлантическому океану шлюп несколько раз отходил от фрегата миль на шесть перпендикулярно курсу для поисков острова, показанного на картах но безуспешно. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании и 18 мая стали на якорь в порту Хобарт (Тасмания).

    9 июня “Крейсер” и “Ладога” вышли из Хобарта. На следующий день во время шторма, нанесшего “Ладоге” кое-какие повреждения, корабли разлучились и пришли в бухту Матаваи (остров Таити) - “Крейсер” 8 июля, а “Ладога” 15 июля. 20 июля суда вышли в море и 24 июля, согласно инструкции, начали раздельное плавание.

    “Крейсер” пошел прямо в Ново-Архангельск, куда прибыл 3 сентября. Зимой он ходил для пополнения запасов в Сан-Франциско, где простоял с 1 декабря 1823 г. по 17 февраля 1824 года. Вернувшись в Ново-Архангельск, “ Крейсер” оставался в распоряжении главного правителя Русской Америки до половины октября, когда был сменен прибывшим из России шлюпом “Предприятие” под командой капитан-лейтенанта Коцебу.

    “Ладога” после отделения от “Крейсера” пошла в Петропавловск-Камчатский. 21 августа, находясь “Ладога” проследовала прямо через то место, где на картах значится остров Роко-де-Плата, но не увидела никаких признаков земли. Однако на следующий день около шлюпа летало несколько бабочек. Явление странное, если принять во внимание, что ближайшая земля (Япония), откуда эти бабочки могли быть занесены западными ветрами, находилась в это время в расстоянии не менее 2 500 километров.

    10 сентября “Ладога” пришла в Петропавловск, где, выгружая грузы, привезенные для Петропавловска и Охотска, простояла до 15 октября. На пути в Ново-Архангельск “Ладога” осмотрела район в поисках предполагаемой здесь земли. Поиски оказались безуспешными. 9 ноября “Ладога” пришла в Ново-Архангельск и здесь получила распоряжение от командира фрегата “Крейсер” М. П. Лазарева идти в Сан-Франциско на соединение со шлюпом “Аполлон”, пришедшим из Кронштадта в Петропавловск еще в августе 1822 года. С ним вместе она должна была возвращаться обратно. 14 ноября “Ладога” покинула Ново-Архангельск и 1 декабря 1823 г. бросила якорь в Сан-Франциско. Отсюда началось совместное со шлюпом “Аполлон” обратное плавание в Балтийское море.

    Фрегат “Крейсер”, сдав охрану Русской Америки шлюпу “Предприятие”, 16 октября 1824 г. отправился в Сан-Франциско, куда пришел 21 ноября. Здесь в это время стоял шлюп “Предприятие”.

    В Сан-Франциско, готовясь к плаванию вокруг мыса Горн, М. П. Лазарев простоял до 21 декабря. 24 января 1825 г. “Крейсер” прошел то самое место, на котором на испанских картах был означен остров. В дальнейшем, обогнув мыс Горн и зайдя по пути в Рио-де-Жанейро, Портсмут и Копенгаген, “Крейсер” 5 августа 1825 г. вернулся в Кронштадт. Самый длительный переход под парусами (из Калифорнии в Рио-де-Жанейро) продолжался 93 дня. По свидетельству современников, “Крейсер” после трехлетнего плавания вернулся в Кронштадт в блестящем состоянии как по сохранности корабля, так и по выучке команды. Так, начальник Морского штаба адмирал А. В. Моллер после осмотра “Крейсера” доносил царю, что он нашел фрегат “во всех отношениях не только в отличной, но даже необыкновенной превосходной исправности”.

    “На “Крейсере” с М. П. Лазаревым плавали: мичман Павел Степанович Нахимов, ближайший ученик и последователь Лазарева, впоследствии знаменитый флотоводец и герой обороны Севастополя; мичман Ефим Васильевич Путятин, впоследствии известный мореплаватель и дипломат, и декабристы - лейтенант Федор Гаврилович Вишневский и мичман Дмитрий Иринархович Завалишин (до Русской Америки).

    Заслуживает внимания, что “Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата “Крейсер” под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822 -1823-1824 -1825 годах” были под этим названием опубликованы Морским министерством в 1882 году, т. е. спустя шестьдесят лет после их производства. Это доказывает ценность наблюдений М. П. Лазарева.

    В заключение надо напомнить, что Михаил Петрович Лазарев был единственным из офицеров русского парусного флота, совершившим три кругосветных плавания в качестве командира судна: в 1813-1816 гг. на “Суворове”, в.1819-1821 гг. на “Мирном” и в 1822-1825 гг. на “Крейсере”.

    Источник: www. navy. su

    Тема: Кругосветное плавание 1822-1825 гг.
  • Добавлено: 17.9.2012
  • Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород
Вернуться к списку фотографий в категории 8 класс История России