9 класс История России

  • Реставрация Одесского театра оперы и балета. 1967 год.

  • 1967 год в Одессе заканчивается приуроченная к празднованию 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и проведенная в самых широких масштабах капитальная реставрация театра оперы и балета. Представление о размахе работ дают хотя бы такие, далеко не полные, цифры-факты. Израсходовано около четырех миллионов рублей. Тридцать пять предприятии — Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Ставрополя, Саратова, Полтавы, Краснодара, Куйбышева, Бельц, Армавира — трудились на объекте. Уложено около тысячи километров различных проводов, пятьдесят километров труб. Сто шестьдесят километров — протяженность проводов, обеспечивающих связь пульта управления со сценой...
    Работа длилась более пятисот суток. Это была полная модернизация, скрупулёзнейшее восстановление исторической постройки.

    Впрочем, «восстановление» — не совсем точное слово.
    Существенные изменения претерпели всевозможные театральные коммуникации, нельзя было пройти мимо последних достижений.
    Когда, например, реставраторы промыли кислотами старую позолоту, то в восьмидесяти случаях из ста она позеленела. Это значит, что первоначально использовано было не чистое золото, а суррогат. Вот вам и «блещет, горит, сияет»!

    В 1967 году реставраторы использовали только чистое золото высокой пробы. Было израсходовано десять килограммов благородного металла. Стиль, в котором в основном выдержано оформление внешнего вида театра, как уже было сказано,— барокко. Можно было ожидать, что его принципы — с теми или иными допустимыми отклонениями — будут положены в основу оформления зала.

    Ан, нет! Здесь торжествует рококо. А рококо — это прежде всего выгнутые линии, сплетение орнаментов (резьбы и лепки), лукаво игривые завитушки, зеркала, живопись, панно, картуши, то есть скульптурные или графические украшения, изображающие щит, ленту с надписями, гербами, эмблемами. Взгляд вошедшего в зал легко скользит от почти суровой простоты бенуара к ложам бельэтажа, в оформлении которых уже больше «раскованности», от них — к более прихотливо наряженным ложам первого и второго ярусов. Дальше — изящная, почти воздушная аркада, окружающая галерею. И как финальный мазок, как взрыв звуков, как верхнее «соль» — плафон. «Потолок украшен замечательно изящной лепной работой и отделан золотом. Средняя часть потолка занята четырьмя картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырех произведений великого английского драматурга В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Сообщив эти сведения, критик из «Новороссийского телеграфа» попутно замечает: «Жаль только, что эти прекрасные картины... по своим сюжетам будут непонятны большинству зрителей. Неужели нельзя было подобрать сюжеты для картин из русских произведений или из русской оперы?»
    Не только можно, но и нужно было, скажем мы сейчас.

    Что же касается предположения, что сюжеты на темы из произведений Шекспира большинству зрителей будут непонятны, то сегодня оно вряд ли может быть признано обоснованным. Ибо сегодня даже серьезные исследователи творчества Шекспира в Англии не могут не признать, что в нашей стране творчество их великого соотечественника знают не хуже, а в ряде случаев и лучше, чем знает его массовая публика на Британских островах. Одна из достопримечательностей зала — люстра.

    Полторы тонны — таким был вес старой люстры. Две тонны двести килограммов — вес нынешней. Она — точная копия той, которая украсила зал нового театра в 1887 году. А тяжелее потому, что изготовлена из более прочных и тяжелых сплавов. Чтобы уж закончить разговор о реставрации театра, непременно следует сказать, что к реставрационным работам приступили лишь после того, как был решен один очень существенный вопрос.

    Дело в том, что здание театра начало стремительно оседать: оно как бы повисло, под ним образовались пустоты. Как выйти из положения? Решили использовать жидкое стекло. Под большим давлением многие тонны его залили под основание фундамента, обеспечив последнему, таким образом, надежное ложе. Пока нет причин сомневаться в эффективности. Одесский оперный радует глаз, гостеприимно принимает зрителей.

    Источник: Деревянко Б.Ф. «Одесский театр оперы и балета». Одесса. Издательство Маяк, 1984 г.

    Тема: Культура России XX век. Одесский театр оперы и балета.
  • Добавлено: 18.10.2012
  • Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород
Вернуться к списку фотографий в категории 9 класс История России