9 класс История России

  • В. Фемелиди.

  • Фемелиди Владимир Александрович - композитор, который сумел за свою недолгую жизнь внести весомый вклад в музыкальную культуру ХХ века, родился и вырос в г.Одессе, на улице Пироговской, 3. В этом доме до революции некоторое время жил Валентин Катаев. По этому адресу в свое время обитали и Алексей Толстой, и художник Худковский. Сегодня на доме висит мемориальная доска, посвященная композитору.(Дом находится прямо напротив Одесского военного госпиталя).

    Дед композитора попал в Одессу, как многие греки, бежавшие из Порты, морским путем и навсегда остался на ее земле.

    Его отец, Фемелиди Александр Михайлович (1871-1937), библиограф, создатель известной работы, вошедшей в классику библиографического жанра, «Русский нотариат». Этот выдающийся труд и сегодня используют студенты и преподаватели всего бывшего СССР. Александр Михайлович – один из образованнейших деятелей культуры Одессы того периода. Он закончил Новороссийский университет, преобразованный из Ришельевский лицей (ныне ОНУ им. Мечникова). Впитал там благодатную культуру и знания XIX века, постаравшись передать свои знания сыну.

    Отец много занимался со своим сыном дома. Владимир выделялся среди сверстников своей начитанностью и знанием языков. Известно, что отец уделял повышенное внимание изучению с Владимиром греческой истории и мифологии. Владимир хорошо разбирался в античности, скульптуре, с ранних лет учился ценить прекрасное.

    Владимир Фемелиди, получив хорошее домашнее образование, поступил не в университет, как советовал отец, видевший сына юристом, а закончил Одесскую консерваторию. В период с 1923 по 1929 год ректором консерватории был талантливый дирижер, активный общественный деятель Григорий Арнольдович Столяров (1892-1963). Это было время настоящего расцвета деятельности Одесской консерватории. Здесь начинали свою педагогическую деятельность: Б.Рейнгбальд, М.Старкова (класс фортепиано); В.Селявин (класс сольного пения); П.Столярский, И.Перман (класс скрипки). Выпускниками в эти годы были такие выдающиеся музыканты, как К.Данькевич, В.Фемилиди, С.Орфеев, Л.Гуров, А.Коган, Я.Файнтух, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Н.Мильштейн, М.Фихтенгольц, Т.Гольдфарб, С.Рихтер, Я.Зак, музыковед Л.Баренбойм, замечательный баритон М.Гришко, исполнительница лирических партий М.Бем, выдающаяся певица мецо-сопрано О.Благовидова, которая со временем встала во главе одесской вокальной школы, бас О.Кривченя, тенор Ф.Козерацкий, сопрано Л.Крыжановская (класс В.Селявиной).

    О Владимире Фемелиди оставили свои воспоминания многие выдающиеся личности.
    Как вспоминал Святослав Рихтер, сам в то время молодой музыкант - он давал студентам, в том числе и талантливому композитору В.Фемелиди, сочинившему балет «Карманьола», мастер-классы. Рихтер прежде всего профессионально непредубежден, когда вспоминает, что балет Владимира Фемилиди, очень молодого человека, был создан «под общим наблюдением Кондратьева: когда его поставили в Одессе». Партитура была такова, утверждает Рихтер, что «в ней были места, которых не постыдился бы и сам Прокофьев. И теперь еще я храню в памяти полную партитуру этого балета».

    С теплотой отзывался о творчестве В.Фемелиди его основной педагог Н.Н.Вилинский - выдающийся композитор и педагог. Вилинский способствовал процессу кристаллизации национальных черт в украинской фортепианной культуре. Его «Баллада в форме вариаций на украинскую народную тему» — одно из выдающихся произведений первой половины 20-х годов, не потерявшее художественной ценности и в наши дни.

    Основные произведения Владимира Александровича Фемелиди: Опера «Разлом» (1929), - поставленная на сцене Одесского оперного театра, «Романтическая соната» –издательство «Музыка 1975, № 6, балет Карманьола – самое известное произведение молодого автора, получившее широкую известность в СССР, поставлен в 1930 г., Одесса.
    Сохранилось несколько грампластинок того времени, благодаря которым в наши дни можно услышать его замечательную музыку. Даже на этой несовершенной аппаратуре сквозь треск и шорох виниловых пластинок потрясают звуки симфонического мастерства забытого гения-Владимира Фемелиди.

    «Увы, можно было спрятать в сейфы клавиры балетов Владимира Фемелиди, которого Дмитрий Шостакович считал талантливейшим из молодого поколения композиторов, – писал Евгений Голубовский, вице – президент Всемирного клуба одесситов в статье «Цвет одесского мифа » в 2002 году,- но те, кто слышал его музыку, пронесли память о гениальном одесском музыканте сквозь годы…»

    К сожалению, несколько неизданных произведений композитора Владимира Фемелиди находятся в рукописях–в архиве Одесской консерватории и в архиве Одесской государственной консерватории им. Неждановой (ныне музыкальной академии). Рукописи в очень плохом состоянии, чернила, которыми писали в то время, постепенно выцветают, ксерокопированию рукописи в виду их крайней ветхости не подлежат.

    Умер Владимир Александрович Фемелиди в 26 лет скоропостижно. Официальная версия – воспаление легких, однако вскрытия и дознания не производилось. Его отец Александр Михайлович Фемелиди пережил сына всего на 6 лет. Он умер в 1937 году, однако в списках погибших от репрессий греков, составленных Одесским Мемориалом, его фамилия не числится.

    После 1970 годов произведения Владимира Александровича не исполнялись и не переиздавались. В 1980-е годы в Киеве вышла маленьким тиражом небольшая брошюра о его творчестве, написанная одной из музыковедов Киевской консерватории. За считанные дни брошюра стала библиографической редкостью. С распадом СССР наступил второй период забвения композитора, связанный с отсутствием государственного финансирования.

    Яркая и мелодичная музыка Владимира Фемелиди со временем не только не потеряла своего значения, но, наоборот, через призму прошедшего времени стало ясно и неоспоримо во всем музыкальном мире, насколько он, как композитор, был самобытен, насколько его гениальная музыка смогла опередить свое время.

    В газетных публикациях Одессы того времени сохранились восторженные отзывы не только о яркой и необыкновенно выразительной музыке молодого композитора, но и о его несомненном таланте дирижера. И публику и критиков одинаково восхищало, как юный автор, композитор и дирижер уверенно чувствует себя за дирижерским пультом в знаменитом Одесском оперном театре, дирижируя свою «Карманьолу».

    Сегодня его имя входит во все издаваемые энциклопедические и музыкальные словари, хотя в большой «Музыкальной энциклопедии» в 6 томах под редакцией Ю.В.Келдыша, совместно изданной двумя самыми крупными издательствами – «Советская энциклопедия» и «Советский композитор» в Москве в 1982 году, ему места, хотя бы 2-х строчек, не нашлось. В 2010 году исполняется 105 лет со дня его рождения.


    Источник: w w w. g r e e k s. u a

    Тема: Культура XIX-XX вв. Опера и театр.
  • Добавлено: 22.10.2012
  • Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород
Вернуться к списку фотографий в категории 9 класс История России